УСЫПАЛЬНИЦА ДУХОВСКОЙ ЦЕРКВИ |
There are no translations available.
Планы на создание новой церкви (впоследствии Духовской) разрабатывались еще в 1817 году. В примыкающей к Благовещенской церкви части Братского корпуса на двух этажах находились обширные залы. Их решено было перестроить в двусветную церковь, для чего требовалось разобрать междуэтажные перекрытия, устроить хоры и пристроить с востока алтарную часть. Работы велись лаврским архитектором В. П. Петровым в 1817 — 1819 гг., когда проходил ремонт верхней Александро-Невской и нижней Благовещенской церквей. В 1894—1895 гг. справа от алтаря Духовской церкви, над склепом семьи Галуновых, был пристроен небольшой придел святой Евдокии, освященный 12 марта 1895 г. К началу XX в. окончательно сложился облик Благовещенской и Духовской церквей-усыпальниц. В ноябре 1935 г. Духовская церковь - последняя действовавшая в Лавре - была закрыта. На этом богослужения в лавре прекратились более чем на двадцать лет. Комиссия, в которую входили представители Института истории, Коммунистической академии, Пушкинского дома, Академии материальной культуры, Комитета охраны памятников, Музея города и др., ходатайствовала о присоединении зала Духовской церкви к Благовещенской «ввиду наличия в нем большого количества музейных ценностей и исторических захоронений, в частности многих т. н. пушкинских спутников. Такое соединение... полутемных, низких и незначительных по площади помещений Благовещенского здания с двусветной колоннадой Духовской церкви, кстати сказать, органически и исторически связанных друг с другом, по мнению комиссии, послужит чрезвычайным и необходимым украшением нового музея и позволит свободно разместить многочисленные дополнительные музейные экспонаты». Вместо этого в июле 1936 г. помещение Духовской церкви было передано организации Ленгорплодоовощ, которая немедленно принялась громить подвалы и склепы для размещения там котельной и склада угля. После многочисленных протестов общественности здание через полгода передали аэроклубу Осоавиахима, затем—физкультурному обществу «Спартак». Перед войной Духовская церковь была передана Кировскому заводу «во временное пользование... для использования под жилые помещения». Само собой разумеется, что ни одному из этих арендаторов не было дела до ценнейших захоронений, находившихся в церкви-усыпальнице. Музею-некрополю пришлось в 1937 г. пойти на перенос наиболее выдающихся памятников в музейные Благовещенскую и Лазаревскую усыпальницы; были осуществлены также некоторые перезахоронения. В Благовещенской церкви, в частности, находятся с этого времени надгробные плиты М. А. Милорадовича и Д. Н. Сенявина, пристенный памятник Г. С. Волконского и ряд деталей других памятников.
Некоторые утраченные захоронения усыпальницы Духовской церкви: Баранова Варвара Александровна. 1791-1850. Жена сенатора Д. В. Баранова, литератора и члена Российской Академии; восприемница в православном крещении Израиля (Александра Дмитриевича) Бланка, деда В. И. Ленина.
Источник: Исторические кладбища Петербурга. Справочник-путеводитель. А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. 1993 г.
|